Суть автомобильного катализатора.
Глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, воздуха – главные проблемы современности. В связи с этим внедряются всевозможные технологии что бы снизить темп «загрязнения». Одной из таких технологий является катализатор автомобильный.
Что такое автомобильный катализатор?

Катализатор – устройство снижающее количество вредных веществ в выхлопных газах. А именно:
- Окись углерода (СО) – ядовитый газ без цвета и запаха;
- Углеводород – один из главных составляющих смога (образуется за счет не полного сгорания топлива);
- Окись азота (NO и NO2) – один из компонентов смога и кислотных дождей.
С помощью химических реакций, происходящих в катализаторе, снижается токсичность и пагубность выхлопов.
Детали катализатора:
- корпус и выпускная система из нержавеющей стали;
- специальные подкладки (защита и фиксация для керамического блока);
- несущий материал или блок (металл или керамика);
- промежуточный, фиксирующий слой для благородных металлов;
- каталитически активный слой (платина, родий, палладий).
Одну из основных ролей в работе нейтрализатора играет расположение. Все дело в том, что химические реакции начинают происходить только при сильном нагреве компонента в самом каталитическом нейтрализаторе, а нагревается от горячего выхлопа. Когда автомобиль только-только завелся, очистка газов практически не выполняется. Поэтому он находится в выхлопной трубе между двигателем и глушителем.
Существует два типа катализатора автомобильного:
Металлический:
- Стоимость производства выше;
- Технологически сложнее производить;
- Стойкий к механическим повреждениям;
- Менее чувствителен к экстремальным температурам (Критическая температура воздействия 1600*С);
- Быстрее достигает точки начала температурного скачка;
- Обогрев проще, поскольку часть блока можно сделать как нагревательный элемент;
- Аэродинамическое сопротивление меньше, по причине более тонких стенок несущего материала;
- За счет меньшего сопротивления выхлопа уменьшается расход топлива;
- Больший срок службы, поскольку более термостойкий;
- Комплектуется с достаточно мощными двигателями или используется в качестве пускового катализатора.
Керамический:
- Меньшая стоимость производства;
- Менее затратное производство, «зрелые» технологии;
- Уязвим к механическим нагрузкам и повреждениям;
- Критическая температура воздействия значительно меньше (Выше 1000*С начинается тепловое разрушение. Температура плавления керамики 1400*С. При 1200*С происходит отслаивание покрытия через что могут возникать прожоги);
- Дольше достигает точки начала температурного скачка;
- В сравнении прогрев происходит хуже либо более затратное;
- Аэродинамическое сопротивление больше, по причине более толстых стенок основного материала;
- За счет большего сопротивления выхлопа может увеличится расход топлива;
- Срок службы короче, так как менее термостойкий;
- Используется практически во всех новых малолитражных автомобилях.
Практически все современные автомобили имеют катализаторы с тремя компонентами. Это три нейтрализатора, каждый из которых выполняет определенную дополняющую задачу:
- Восстанавливающий катализатор – данный компонент имеет радиевое и платиновое напыление. Благодаря чему сокращается концентрация выбросов оксидов азота.
- Окислительный катализатор – в этом элементе используется палладий с платиной. В донном сочетании углерод вступает в химическую реакцию с кислородом и образуется углекислый газ.
- Соты – на поверхность данного компонента наносят сплав иридиево-платиновый. За счет подобной структуры увеличивается максимально возможная площадь контакта катализатора с токсичными выбросами и вследствие чего эффективность данного элемента наибольшая.
Катализатор автомобильный выполняет достаточно важную функцию, и поэтому следует избегать повреждений, а в противном случае, по возможности, чинить его или менять на новый.