Значение выхлопной системы

Выхлопная система автомобиля воспринимается зачастую как маловажная и второстепенная. Но стоит глушителю выйти из строя, как ухо уловит всю мощь разгоряченных выхлопных газов, а забитый катализатор в свою очередь замучает тряской и постоянными сбоями в работе двигателя.

Автомобильные конструкторы уделяют разработке комплектующих системы автомобильного выхлопа колоссальное внимание. Ведь основными задачами выхлопной системы является решение двух из топ пяти мировых проблем экологии: глушить звук и нейтрализовать вред от выхлопных газов. И как показывают исследования ученых, неисправность выхлопной системы также наносит непоправимый вред здоровью.

шум

Борьба с шумом

Наука доказывает, что постоянный шум негативно отражается на здоровье. При воздействии сильного звука в 100-110 дБ (А) (мощная аудиосистема в автомобиле, отсутствие или неисправность глушителя) у человека может возникнуть головокружение, потеря в пространстве, тошнота вследствие нарушения функций вестибулярного аппарата. Поэтому осознав чрезмерную шумность автомобиля, человечество еще более 100 лет назад изобрело глушитель.

В результате специального исследования учёных из Мичиганского университета было установлено, что воздействие сильного шума увеличивает у человека кровяное давление. Каждые дополнительные 10 децибел среднего уровня шума повышают артериальное давление до 2 мм рт. ст., что, в свою очередь, примерно на 10% повышает риск инсульта и на 5% риск развития коронарных заболеваний сердца.

Влияние шума разнится от индивидуальных особенностей каждого человека – одни очень чувствительны к шумности, другие ощущают влияние повышенной звуковой нагрузки лишь с годами. Человек привыкает к условиям постоянного шумового фона. Однако многочисленные исследования западных ученых установили, что длительное воздействие шума даже немного превышающего 55 дБ (А), приводит к негативным последствиям – бессоннице, неврозам, хронической усталости. Шумы также способны вызывать вибрации, которые в результате длительного воздействия могут приводить к так называемой «вибрационной болезни» (является одним из профессиональных заболеваний водителей). Помимо длительного и постепенного вреда здоровью человека, шум является раздражающим, отвлекающим внимание фактором и мешает водителю сосредоточиться. Это приводит к повышенной утомляемости, рассеянности внимания и упадку сил. Поэтому эксплуатация автомобиля с неисправной системой выпуска не рекомендована как с медицинской точки зрения, так и с позиции безопасности.

Постоянно растущий автопарк создает значительный шумовой фон и является источником до половины всего шума в городах. Шум мегаполиса нарастает даже несмотря на то, что выхлопные системы становятся все современнее, а автомобили работают все тише. Это обусловлено общим увеличением мощностей силового агрегата, скорости, повсеместным распространением автомобильной и моторизированной техники. Проблема приобрела статус глобальной и является одной из злободневных проблем современности. Появился специальный экологический термин – шумовое загрязнение, характеризующий уровень превышения норм шумового порога в городе. По данным ВОЗ полученным в результате исследований, шум в больших городах сокращает общую продолжительность жизни на 10-15 лет.

Тестирование уровня шума

Строгое соответствие нормам шумности - обязательное требование ЕС уже более 40 лет.

Начиная с 70-х гг. ХХ ст. в мире введены официальные нормы шумности для городов, жилых помещений, автомобилей. Это добавило работы не только автомобильным разработчикам, но и строителям дорог, жилых зданий и прочей городской инфраструктуры. Инженеры активно внедряют глушители не только в автомобили, но и устанавливают специальные защитные звуковые экраны, улавливатели звука на автомагистралях, городских улицах.
Нормы шумности тем более касаются автомобильной техники. Западные автомобильные конструкторы наряду с выполнением ужесточением экологических предписаний, должны следить и за выполнением стандартов шумности. Чтобы добиться более тихой работы автомобиля автопромышленность внедряет великое множество технических новшеств. Но, несмотря на это, главным способом борьбы с продуктами горения двигателя по-прежнему является глушитель.

Разница в украинском и европейском стандартах шума.
Директива ЕС 92/97/ЕЭС:

Шум от работающего легкового авто – 75 дБ (А)
Украинский ДСТУ (согласно ГОСТ 27435-87):
Шум в салоне легковых и грузопассажирских авто – 78 Дб (А).

На сегодняшний день европейский стандарт ограничивает звук от работающего автомобиля - 75 дБ (А). В ближайшее время директивы ЕС должны ужесточиться еще на 3-5 дБ (А). И этим предписаниям в первую очередь должны следовать все производители деталей системы выхлопа. Именно поэтому Help-Auto выбрало польского производителя Polmostrow в качестве поставщика глушителей и резонаторов, чьи изделия соответствуют всем актуальным европейским стандартам. Чего не скажешь о дешевых аналогах СНГ и Китая. Несмотря на то, что отечественный ГОСТ-а предписывает измерение шума в салоне авто, а не снаружи, он все равно больше нормы ЕС на 3 дБ (А). Но и это требование нередко не выполняется, так как многие отечественные производители автомобилей и выхлопных систем ориентированы на устаревшие послевоенные стандарты.

  • Posted on 2015-05-19
  • By Сергей Безотосный