Замена катализатора – взвешенный подход

Когда на приборной панели загорается CHECK ENGINE, любой более-менее разумный автовладелец едет на автосервис, чтобы провести диагностику. Одной из причин загорания индикатора двигателя, которую зачастую недооценивают - является неисправность или выработка ресурса катализатора.

Ресурс катализатора рассчитан на 100 – 120 тыс. км. пробега. Однако срок службы катализатора напрямую зависит и от качества топлива. В наших условиях электронная диагностика может показать код неисправности Р0420-Р0430 (эффективность ниже порога либо неэффективная работа каталитического нейтрализатора) уже после 70 000 пробега. Надо учитывать и такие факторы, как длительное движение в пробках и тянучках, когда, одометр не накручивается, а моторесурс вырабатывается.

О выработке ресурса катализатора можно судить также по косвенным признакам. Это могут быть: потеря мощности двигателя (особенно при движении в гору или разгоне, а также при движении в пробках), увеличение расхода топлива в пределах до полутора литров, а также посторонние дребезжащие звуки под днищем или в моторном отсеке (в зависимости от того, где установлен катализатор). Хотя в большинстве случаев самым надежным способом остается проверка катализатора с помощью диагностического сканера.

пришло время заменить катализатор

Немаловажные вопросы касающиеся замены автомобильного катализатора

Когда выясняется, что пришла пора заменить авто катализатор, перед владельцем автомобиля сразу встает несколько вопросов: сколько стоит катализатор, необходимо ли его менять и как приобрести катализатор с максимальной выгодой. Многие отечественные автолюбители хотят облегчить цену, поэтому нередко спрашивают: стоит ли вообще заменять такую дорогостоящую деталь или все-таки можно найти экономное решение. В результате эконом-варианта устанавливается стронгер (обманка). Отметим что у такого подхода все же остаются свои минусы - ведь автомобиль изначально проектировался для работы с катализатором. В любом случае отработанная деталь подлежит специальной утилизации, потому что тяжелые металлы загрязняют почву и грунтовые воды. К тому же сдавая отработанную деталь, можно не только защитить экологию, но и получить скидку на новый катализатор.

Для того чтобы понять нужно ли тратить большие деньги на относительно нужную для украинских реалий запчасть, стоит разобраться в ее назначении. Главной функцией катализатора является дожигание топлива и тем самым соблюдение экологических стандартов. Поэтому если автовладелец собирается посещать страны ЕС «своим ходом» – вопрос менять/не менять снимается автоматически.

При оформлении "Зеленой карты" автовладелец обязан задекларировать соответствие автомобиля евронормам. Зеленая полиция ЕС – достаточно строго следит за соблюдением все более жестких экологических норм. К автомобилям на "неевропейских" номерах борцы экологического фронта в Европе особенно придирчивы. И если выяснится, что его токсичность просто зашкаливает, что неизбежно при установке стронгера вместо катализатора – штраф будет такой, что установка (замена) катализатора на его фоне покажется совсем небольшой тратой. В общем, с путешественниками все ясно – без исправного катализатора – только в Монголию.

Тем же, кто не планирует поездок в Европу, также не стоит расслабляться. Автомобильный ЭБУ (электронный блок управления) по показаниям датчиков, установленных до и после катализатора, моментально определит по количеству несгоревшего кислорода его отсутствие. Чтобы этого не произошло, необходимо вдаваться в определенные ухищрения, ставить эмуляторы показаний датчиков и т.п., что также связано с определенными затратами. Но и в этом случае компьютер не будет показывать полной картины, следовательно, не будут понятны 470 видов неисправностей. Кроме того, выхлопная система автомобиля проектируется исходя из наличия катализатора. При его удалении, резонатор и глушитель принимают на себя повышенную температуру выхлопных газов, на которую они не рассчитаны. В результате срок их службы может не превышать 1-2 лет.

правильный катализатор

Решение, которое рекомендует проектировщик автомобиля - установить правильный катализатор. Поэтому следует найти ответы на вопросы – где купить катализатор так, чтобы и сэкономить, и не потерять в качестве. Ведь не секрет, что подобные комплектующие могут существенно отличаться по ресурсу. Это определяется количеством напыленного на керамическую вставку драгоценного металла. В катализаторах для бензиновых двигателей это палладий, а в дизельных катализаторах – платина.

Для разных рынков детали выхлопной системы могут существенно отличаться. Например, катализатор бюджетного авто нормально отходит свои 100 тыс. км. на чистом топливе, у нас выйдет из строя гораздо раньше. Специалисты "Катализатор-сервиса" также рекомендуют ставить катализаторы с «запасом» - на двигатели 1,4 литра можно поставить деталь для двигателя 1,6, на V-образный двигатель 3.0 – два катализатора, рассчитанных на 1,6 литров каждый (в V-образных двигателях устанавливаются два катализатора – по одному на каждый ряд цилиндров).

Выгода при замене автомобильного катализатора.

Содержание драгметаллов в катализаторе одного типа может колебаться в пределах 30-40%, что очень существенно сказывается на их ресурсе. Обычно в бюджетных автомобилях с конвейера устанавливаются такие же бюджетные дожиагтели топлива. А в дорогих автомобилях, даже небольшого литража, – качественные, с большим содержанием палладия или платины. Больший объем двигателя соответственно требует увеличенного напыления драгметаллов.

Содержание драгметаллов в катализаторе

Кстати, именно содержание этих металлов, которое делает дожигатель топлива такой дорогостоящей деталью, может помочь сэкономить на покупке катализатора. В Украине есть организации, которые скупают б/у катализаторы для утилизации и переработки. Отправляя комплектующие на перерабатывающие заводы, организация получает скидку при заказе новых катализаторов. Таким образом, ценообразование нового изделия зависит от сданного на переработку.

Это выгодно всем участникам процесса: производитель получает сырье для переработки, продавец - скидку на новые изделия, покупатель - более низкую цену. Стоит отметить, что размер скидки для автовладельца зависит не от состояния сот, а от содержания драгоценных металлов в сдаваемом катализаторе. Так, если с бюджетных автомобилей с малыми объемами двигателей катализаторы скупаются по цене от 20 долларов за кг, то для больших люксовых автомобилей – нормальной является цена скупки катализатора от 90 долларов за 1 килограмм. С дизелями в целом ситуация немного лучше – хорошие катализаторы встречаются и не на слишком дорогих машинах, начиная с более-менее объемных двигателей.

Получившая повсеместное распространение в Европе практика возврата отработанных деталей, пока не получила должного признания у нас. Это связано с особенностями ментального и законодательного характера. Поэтому компаний, которые непосредственно работают с зарубежными заводами по переработке и изготовлению катализаторов в Украине всего три-четыре. Одной из их числа является "Help-auto". Как в любой другой коммерции срабатывает правило: «меньше посредников – лучше цена». Кроме того, прямой поставщик обеспечит лучшие гарантийные условия и качество сервиса выхлопной системы в целом.

  • Posted on 2015-06-10
  • By Сергей Безотосный