Катализатор как показатель развития общества.

Все возрастающее количество вредных выбросов в атмосферу побудило экологов настоять на комплексе мер по защите окружающей среды. Одним из важнейших ограничений на практике оказались постоянно ужесточающиеся экологические Евронормы для автомобилей. Несмотря на мистификации вокруг этой темы, они обязательны для выполнения во многих странах, а их директивы исправно обновляются каждые 3-5 лет.

Загрязнение воздуха по всему миру привело к глобальным проблемам экологии и «парниковому эффекту». И как показывают исследования, около половины всех вредоносных газов выделяет автомобильная техника, вследствие сжигания топлива. Учитывая количество зарегистрированных автомобилей, дальнейшая стремительная автомобилизация планеты без экологических ограничений представляла собой один из наиопаснейших вызовов мировой экологии.

1.000.000.000 автомобилей – такую отметку превысил мировой автопарк в 2010 г.

1.700.000.000 автомобилей – достигнет мировая автомобилизация к 2035 г.

Количество автомобилей в Украине за последние 20 лет увеличилось в 1000 раз! Всего в стране около 9 млн. авто или 187 машин на 1000 человек.

Экологи обратили внимание на внушительные темпы распространения автомобилей уже в послевоенное время. Понадобилось около 15 лет, чтобы внимание ученых переросло в законодательную норму: Декларация о чистом воздухе в США предписывала внедрять на выпускаемые автомобили системы очистки выхлопных газов. Все это время велась работа над тем, чтобы создать каталитический нейтрализатор (катализатор). И в 1973 г. первые катализаторы были запущены в серию.

начало катализаторов

Европа учредила свои знаменитые экологические Евронормы в 1988 г., а первый стандарт Евро-1 вступил в силу лишь начиная с 1992 г. Предписания касались чистоты переработки топлива и оснащения автомобилей катализаторами. С того момента прошло 23 года, но даже несмотря на подписание соглашения об Ассоциации с Евросоюзом, в Украине введение подобных стандартов пока совершенно не урегулировано. Большинство существующего украинского автопарка за это время морально и технически устарело. И несмотря на то, что в Европе внедрен стандарт Евро-6, украинские законы продолжают позволять выпуск автомобилей и топлива, соответствующих стандартам Евро-2, Евро-3. Так автомобили могут оснащаться катализатором, но без соответствующего напыления драгметаллами. Что делает деталь статической, - ведь именно драгметаллы, вступая в реакцию, дожигают топливо. Это с одной стороны не дает нашей продукции быть конкурентноспособной на внешних рынках, с другой - существенно бьет по экологии. ​Катализатор в таких условиях оказывается индикатором современности автомобиля, рынка и единственной надежной защитой от вреда устаревшего топлива.

использованный катализатор

Вред от выхлопных газов

Выхлопные газы, образующиеся при сгорании автомобильного топлива, содержат огромное количество токсичных веществ. Более качественное топливо и установка каталитических нейтрализаторов позволяют лишь уменьшить их концентрацию. В выхлопных газах насчитывается до двух сотен составляющих, наиболее вредными из которых являются: угарный газ (СО), углеводороды (СН), диоксид азота (NO2), формальдегиды, сажа, бензапирен 3,4. В отличие от обязательных европейских эконорм, отечественные автомобилисты год от года сопротивляются введению новых стандартов в этой сфере и обязательных замеров на CO/CH. Но все ли знают последствия работы автотранспорта на низкокачественном топливе и без установки каталитического конвертера (нейтрализатора)?

Ядовитые газы и остатки продуктов горения влияют на человека намного серьезнее, чем кажется на первый взгляд. Один из наиболее весомых составляющих выхлопных газов - угарный газ нельзя обнаружить ни визуально, ни на запах. Несмотря на то, что этот газ считается не самым опасным, именно от него зачастую автомобилисты «угорают» в своих машинах, забыв выключить двигатель, скажем в гараже. При длительном воздействии угарный газ создает дефицит кислорода в крови, что выражается в головной боли и способствует развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Углеводороды или CH не просто являются причиной городского смога, но и способны разрушать озоновый слой Земли. Доказано, что канцерогены, коими являются углеводород, формальдегид, сажа, бензапирен могут приводить к развитию злокачественных опухолей.

Американские ученые установили, что из-за воздействия выхлопных газов ежегодно умирает около 250 тыс. человек. Их австрийские коллеги нашли связь между вредными выбросами и мозговой деятельностью. Кроме того, использование сернистого топлива, которое распространяют многие АЗС на территории постсоветского пространства, насыщает выхлопные газы оксидом серы, а в остатках этилированного топлива присутствует свинец, бром и хлор. Эти тяжелые соединения имеют свойство накапливаться в организме и крайне негативно влияют на здоровье.

В крупных европейских городах, помимо соблюдения экологических норм вводится огромное количество превентивных мер для борьбы с выбросами углеводородов: разрешение на езду автомобилей с четными или нечетными номерами, велодни, распространение концепции карпулинга (совместного пользования автомобилем), тренд на гибриды, электромобили и малолитражки и пр.

Всего лишь 1 автомобиль выделяет за 15 тыс. км. пробега более 3 тонн отходов топлива! В результате если разделить на количество жителей, то 1 человека приходится около 100 кг вредных выбросов за год. Но это статистика, а на практике за нежелание пользоваться более чистым топливом или катализатором, расплачивается в первую очередь сам водитель и его пассажиры. У водителя на автомобиле с неисправной системой выпуска или не оснащенную нейтрализатором топлива, быстрее наступает усталость за рулем. Мало того, при длительном времяпровождении за рулем развивается хроническая усталость и иммунодефицит.

польза катализаторов

Количество вредных веществ существенно повышается при работе на холостом ходу, поэтому самые большие дозы вредных веществ сконцентрированы в автомобильных пробках. Это также ощущается физически – наступает быстрая утомляемость, сонливость и даже состояние обморока.

Рекомендация! В пробках рекомендуется окна держать закрытыми, а рециркуляцию воздуха переключить на внутреннюю. Также стоит заменить фильтр салона на угольный – он нейтрализует не только самые мелкие частички, но и многие запахи. Но лучшей профилактикой и защитой от газов на сегодняшний день является исправный каталитический нейтрализатор.

Не секрет, что показателем благосостояния общества считается количество автомобилей на душу населения, а состояние автопрома страны определяет состояние ее экономики. Символами же развитого общества стали доступность и обязательное применение в автомобилях современных технологий: катализаторов наряду с системами усилителя руля, ABS, EBD, airbag.

  • Posted on 2015-05-27
  • By Сергей Безотосный