Чистка инжекторов – наш ответ плохому топливу

​Когда двигатель нестабильно работает на холостом ходу, либо при движении ощущается потеря мощности, одна из возможных причин – забитые форсунки (инжекторы). Вибрация на холостом ходу также может быть признаком того, что загрязнены инжекторы. Если вовремя не выполнена чистка авто инжекторов, и причина действительно в них – учащаются пропуски зажигания.

И хотя на вопрос – почему троит двигатель – первым напрашивается ответ, связанный с неисправностью свечей зажигания, необходимо обратить внимание и на то, как давно проводилась чистка форсунок.

Практика показывает, что при использовании отечественного топлива оптимальный интервал очистки топливной системы – порядка 40 тыс. км пробега. Это в том случае, если водитель следует рекомендациям, где лучше заправляться – по опыту можно определить несколько брендовых заправок, на которых по украинским меркам хороший бензин. Но в любом случае чистка автомобильных инжекторов в наших реалиях – процедура обязательная.

модель работы инжектора

​Отличие инжектора от карбюратора в том, что топливо подается через очень маленькое отверстие, которое закрывается иглой. При впрыске электромагнитный клапан поднимает ее на малые доли секунды, и происходит впрыск. При загрязнении форсунки может наблюдаться целый ряд сбоев, приводящих к неправильному впрыску топлива. В результате неправильного смесеобразования падает эффективность двигателя, увеличивается расход топлива.

Результаты загрязнение инжектора для каждой форсунки могут различаться.

Прежде всего, возможно уменьшение количества подаваемого топлива. Однако с другой стороны, из-за попадания частиц отложений под иглу возможно неполное закрытие инжектора. Тогда топливо уходит через цилиндр, не сгорая, поскольку количество воздуха подается из расчета на определенное его количество. Также может ухудшаться распыл топлива, и вместо создания «тумана» форсунка просто брызгает топливо струей. Это не только препятствует правильному смесеобразованию, но и может привести к образованию задиров, поскольку топливо смывает масляную пленку со стенки цилиндра.

​Практически всегда форсунки забиваются неравномерно. В силу расположения на топливной рампе – на разном расстоянии от места подачи в нее топлива, одни инжекторы загрязняются больше, другие меньше. В одни попадают более крупные частицы, в других инжекторах образуется налет и т.п. В результате инжекторы работают в разнобой, что не сулит ничего доброго. Разница в количестве впрыскиваемого топлива между инжекторами на двигателях, которые на нашем топливе отработали без чистки инжекторов порядка 60 тыс. км, может составлять до двух раз!

​Блок управления двигателем, отслеживая работу двигателя в целом по показаниям лямбда-зонда (кислородного датчика), отслеживает только работу двигателя в целом. Соответственно, скорректировать работу по цилиндрам блок управления не может. Результат – все описанные последствия забитого инжектора и неправильного смесеобразования: троение, потеря мощности, перерасход топлива. Для турбированных двигателей оно также чревато прогоранием клапанов. Кстати, на автомобилях с ГБО прогорают клапана, как правило – именно по причине неправильного смесеобразования – когда ради экономии «заваливаю» (переобедняют) смесь.

​Избежать всех этих проблем позволяет своевременная чистка инжекторов – процедура относительно несложная и недорогая, в отличие от серьезного ремонта, который потребуется, если не чистить форсунки. Существует три типа чистки инжекторов.

чистка и калибровка форсунок

​Избежать всех этих проблем позволяет своевременная чистка инжекторов – процедура относительно несложная и недорогая, в отличие от серьезного ремонта, который потребуется, если не чистить форсунки.

3 основных типа чистки инжекторов:

Первый способ – промывка инжекторов специальными реактивами прямо на автомобиле. Вместо топлива на рампу форсунок подается специальная химия, при работе на которой происходит очистка топливной рампы и форсунок, а также клапанов, от загрязнений. Однако этот метод не рекомендован автомобилям, в которых можно предположить наличие серьезных загрязнений топливной системы – вымытые из рампы и форсунок отложения могут препятствовать нормальному закрытию клапанов.

Второй способ чистки инжекторов – со снятием. Инжекторы снимаются с автомобиля и устанавливаются на специальный промывочный стенд, поэтому при промывке в двигатель не попадают удаляемые из форсунок отложения. После промывки инжекторы тестируются на равномерность впрыска, и при хороших показателях (норма разброса впрыска – 2%) устанавливаются на автомобиль.

Третий способ – ультразвуковая чистка авто инжекторов. Если после промывки на стенде инжекторы показали разбег параметров выше нормы, форсунки промываются в специальной ванне с помощью щелочной жидкости под воздействием ультразвука, который активно расщепляет отложения.

Оборудование для ультразвуковой промывки форсунок – наиболее дорогостоящее из упомянутого здесь. Поэтому зачастую на сервисах, не владеющих таким оборудованием, можно услышать рассказы об опасности ультразвуковой чистки инжекторов. На практике же еще ни одному инжектору ультразвуковая чистка не повредила – в конструкции форсунки нет таких компонентов и материалов, которые боялись бы воздействия звуковых колебаний, пусть даже очень высокой частоты. От них разрушаются только загустевшая грязь и затвердевшие отложения.

​Стоимость ультразвуковой чистки инжекторов со снятием зависит от сложности демонтажа инжекторов на конкретной модели автомобиля. Обычно при несложном доступе к инжекторам, стоимость чистки форсунок на 4-цилиндровом двигателе начинается от 400 гривен (200 грн. демонтаж-монтаж, по 50 грн. за чистку одного инжектора). Эти затраты с лихвой покрываются экономией топлива, и не идут ни в какое сравнение с ремонтом двигателя или топливной системы, который станет следствием эксплуатации автомобиля с забитыми форсунками. Ведь лучший способ экономить на обслуживании автомобиля – значит вовремя вкладывать небольшие средства, чтобы избежать более крупных трат впоследствии.

  • Posted on 2015-06-12
  • By Сергей Безотосный